Бихевиоризм как одно из ключевых направлений в психологии
psychology
Основатель бихевиоризма - Джон Уотсон (1878-1958).
Страна зарождения направления - США.
Дата возникновения: 1900-е годы.
Представители: Беррес Скинер, Эдвард Толмен, Эдвард Торндайк, Альберт Бандура, Владимир Бехтерев, Иван Павлов и другие.
Бихевиоризм - от английского «behaviour» «поведение» - это подход к изучению поведения людей. Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на стимулы окружающего мира.
Бихевиористы исключили изучение сознания, считая, что сознание - есть поведенческая реакция на стимулы внешней среды.
Джон Уотсон предложил схему для объяснения поведения человека. Схема довольно проста: стимул вызывает реакцию.
S → R
Поведение можно предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности - считали бихевиористы.
Кроме того, поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми).
Во второй половине 20-го века стали появляться новые направления бихевиоризма.Так возник когнитивный бихевиоризм, основанный американским психологом Эдвардом ЧейзомТолменом. Толмен предложил не ограничиваться формулой «стимул – реакция», а использовать промежуточную фазу между двумя данными событиями. Эта фаза – когнитивное представление.
S → K → R
Следующим направлением стал социальный бихевиоризм. Его сторонники полагали, что, определяя стимулы, воздействующие на поведение индивида, необходимо брать во внимание его индивидуальные особенности и социальный опыт. Ярким представителем социобихевиоризма стал и Альберт Бандура - его знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
Третье направление бихевиоризма – необихевиоризм, ставший альтернативой классическому бихевиоризму, не способному дать целостное объяснение поведению людей и животных. Ключевые представители необихевиоризма – Беррес Фредерик Скиннер и Кларк Леонард Халл.
Необихевиористы также расширили модель «стимул – реакция», внеся в нее некоторые промежуточные переменные, каждая из которых влияет на процесс формирования навыков и привычек, т.е. ускоряет подкрепление, замедляет его или же препятствует ему.
Последние
текстовые публикации
© Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности