Теория классического обусловливания
psychology
Представители бихевиоризма психическое развитие отождествляли с процессами научения. Бихевиористы считали, что от рождения ребенок обладает бедным врожденным репертуаром поведения, что не дает ему возможности приспособиться к среде. Д. Уотсон писал, что ребенка можно сравнить с кусочком мяса, который способный давать небольшое число реакций. Поэтому с первых дней жизни ребенка большое место в развитии должно отводиться научению, которое приравнивается к развитию. Во время научения из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям среды. Поэтому надо особым образом организовать среду (стимуляции), чтобы можно было контролировать поведение ребенка, предсказывать возможные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать закрепления нежелательных форм. В результате развивается удобный для взрослого ребенок.
Основная идея бихевиористов – развитие психики происходит при жизни и зависит от воздействия внешних, социальных факторов или стимулов. По их мнению, обучить можно всему. Причем законы научения универсальны и справедливы на всех уровнях эволюционной лестницы: от червя до человека.
В этом подходе утверждается позиция биологизации психического развития. При этом считается, что детерминантой, определяющей психическое развитие, является воздействие окружающей среды. Д. Уотсон утверждал, что из дюжины здоровых нормальных младенцев при соответствующей организации среды можно вырастить кого угодно (гения, преступника). Внешние средовые воздействия (стимулы) определяют содержание поведения и характер его развития, т.е. процесс выработки поведения сводится к процессу выработки условных рефлексов. Классическое обусловливание сводится к тому, что образуются характерные ответные реакции на определенные стимулы, которые предшествуют реакции по времени (пример: укол иголкой, а затем отдергивание руки), и испытуемые благодаря упражнению начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы.
Д. Уотсон не объяснял механизм научения сложным навыкам (речь, решение математических задач и пр.), которые требуют активности самого человека.
Последние
текстовые публикации
© Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности