Стадии психосексуального развития личности
psychology
По мере созревания организма, т.е. благодаря биологическому фактору, происходит развертывание определенных психосексуальных стадий. З. Фрейд считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития, предложенную З. Фрейдом, называют психосексуальной теорией личности, т.к. центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым как получение удовольствия.
Переход на новую стадию и формирование новых структур личности связано с конфликтом между наследственностью и средой. Идея противоречия, конфликтности является основой развития. Если возможности личности всегда будут соответствовать ее желаниям, то развития не будет.
Ход развития З.Фрейд разделил на несколько стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентный период, генитальная.
Оральная стадия – младенческий возраст, от рождения до 1,5 г. Либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью.
Анальная стадия приходится на раннее детство (от 1г. до 3 лет). Чувственные наслаждения связаны с процессом выделения. Фаллическая стадия – дошкольное детство (от 3 до 5 лет). Источником удовольствия и наслаждения являются гениталии ребенка.
Латентный период охватывает младший школьный возраст. Психическая энергия (либидо) дремлет, внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.
Генитальная стадия – подростковый период (12-18 лет) и вся взрослая жизнь. На этой стадии формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения. Это уже зрелый и ответственный человек, вносящий определенный вклад в общество.
Таким образом, концепция З. Фрейда рассматривается как соотношение факторов наследственности и среды, они не взаимодействуют, а вступают в антагонизм. Антагонизм проявляется в том, что происходит вытеснение природного в человеке, подавление наследственного социальной средой.
Л.С. Выготский анализировал роль социального и биологического факторов в концепции З. Фрейда. При этом отмечал, что автор рассматривал историю человеческих отношений как складывающуюся из двух тенденций: консервативной – биологической и прогрессивной – социологической, именно они и ведут к спиралевидному развитию человека.
Дальнейшее развитие концепции З. Фрейда связано с постепенным преодолением факторного подхода и признанием роли общения и собственной активности ребенка как детерминирующих развитие факторов.
Последние
текстовые публикации
© Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности