Понятие идентичности
psychology
В основе концепции лежат понятия: групповая идентичность и эго-идентичность (личностная идентичность). Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первых дней жизни ребенка воспитание направлено на включение его в конкретную социальную группу. Эго-идентичность развивается вместе с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости своего «Я», что не позволяет потерять индивидуальность, несмотря на возраст и другие изменения. Формирование эгоидентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит 8 стадий. На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Но решение задач будет зависеть от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и от общей духовной атмосферы общества.
Идентичность позволяет личности включаться в общество. Если идентичность не сложится, то человек не находит себя, своего места в обществе. Идентичность – это характеристика более зрелой личности, она формируется в юношеском возрасте, а до этого ребенок проходит ряд идентификаций. С кем идентифицирует себя ребенок? С родителями, с мальчиками или девочками (половая идентификация), пр. Идентификация происходит в процессе воспитания, когда происходит приобщение ребенка к определенной социальной общности. В каждом возрасте в процессе приобщения проявляется то или иное личностное качество, характеризующее отношение ребенка к миру, самому себе. Это отношение может быть позитивным, в этом случае оно связано с прогрессивным развитием личности и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии личности, т.е. регресс. Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений, например, инициативу или пассивность и пр. Когда выбор сделан, например, в пользу положительного качества, то негативное продолжает существовать и может проявиться в более позднем возрасте, когда, например, человек столкнется с какой-то жизненной неудачей.
Развитие личности – это результат борьбы двух полюсов. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.
Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы – это не болезнь, не проявление невротических расстройств, а поворотные пункты развития. Это момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией или задержкой, т.е. выбор альтернативного пути развития. В зависимости от выбора личностное развитие может быть позитивным, гармоническим или негативным, с нарушениями в развитии.
Общество в разрешении кризиса помогает, предлагая ритуализации. Это устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, которые создают благоприятные условия для благополучного разрешения кризиса.
Стабильность ритуалов, например, укладывания спать, обеспечивает уверенность в ближайшем будущем, готовность активно участвовать во взаимодействии со взрослыми. Ритуалы позволяют прогнозировать действия партнера, подстраиваться. Важное место в ритуале занимают эмоционально нагруженные действия - улыбка, поцелуй, похлопывание и другие знаки внимания. Включение чего-то нового в ритуальные действия расширяет границы самостоятельности ребенка, знакомит его с миром. Ритуальные действия на протяжении жизни преобразуются, могут приобретать новые формы, учитывая все возрастающую компетентность ребенка.
Противоположные ритуалам формы взаимодействия, приводящие к воспроизведению негативного сценария развития личности, это ритуализмы. Ритуалы и ритуализмы дают возможность личности развиваться по разным сценариям.
Психоаналитическая практика убедила Э.Эриксона в том, что любой жизненный опыт первоначально приобретается на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Он ввел понятия «модус органа» и «модальность поведения».
Модус органа – это зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, т.е. формирование доминирующего качества личности.
Зоны и их модусы находятся в центре любой культурной системы воспитания детей. Но модус органа – это только толчок для психического развития, первичная почва. Когда общество через различные институты социализации (семья, школа) придает особый смысл данному модусу, то происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и его значения и превращение в модальность поведения.
Через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием, т.е. наследственностью и средой.
Последние
текстовые публикации
© Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности