KERUS.RU | СМИ | 18+

Процесс развития. Вторая стадия – мышечно-анальная

psychology

Line-0

Э. Эриксон выявил, что процесс развития включает восемь стадий. Рассмотрим этапы жизненного цикла и их характеристику.

Вторая стадия – мышечно-анальная, она охватывает раннее детство. А если более точно, то тогда, когда ребенок начинает ходить.

На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает 2 противоположных модуса – модус удержания и модус расслабления. Общество, приучая ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов. Борьба за сфинктерный контроль со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение автономного «Я».

На этой стадии возникает конфликт: Могу ли я управлять собственным поведением?

Возможности ребенка возрастают, он становится более самостоятельным. Но развитие самостоятельности не должно подорвать доверие к миру. Родители должны помочь его сохранить, ограничивая ребенка в излишних требованиях, желании разрушать, когда он, например, пробует силы. Излишние требования родителей могут создать условия для развития у ребенка чувства стыда и сомнений. Появление чувства стыда, по Э.Эриксону, связано с возникновением самосознания. Наказание ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что на него смотрят глаза мира, постоянно следят за ним с осуждением. Он хочет, чтобы мир не смотрел на него или хочет стать невидимым. Но это невозможно, тогда у ребенка как бы появляются свои внутренние глаза мира, т.е. стыд за свои ошибки.

Если родители понимают ребенка, предоставляют ему разумную дозволенность, оказывают поддержку, то у него развивается автономия или самостоятельность.

Если родители проявляют гиперопеку, оказываются слишком требовательными, строгими или непоследовательными в требованиях, т.е. не оказывают поддержки и доверия, то у ребенка развиваются негативные качества – сомнение и стыд.

Результат прогрессивного развития – независимость. Если стремление к независимости не подавляется, то устанавливается соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем.

Когда ребенку удается что-то сделать самостоятельно, то он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе, а если он терпит неудачи и его за это наказывают, например, называют грязнулей и т.п., то он испытывает стыд и сомнение в собственных силах.

Публикации Последние
текстовые публикации


Line © Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности