Процесс развития. Третья стадия – локомоторно-генитальная
psychology
Э. Эриксон выявил, что процесс развития включает восемь стадий. Рассмотрим этапы жизненного цикла и их характеристику.
Третья стадия – локомоторно-генитальная (возрастные границы от 3 до 5 лет). Девиз этой стадии развития: инициатива против чувства вины.
Стержень составляют 3 линии развития.
1. Ребенок становится более свободным и настойчивым в своих движениях, в связи с этим устанавливается неограниченный радиус целей.
2. Развитие речи приводит к тому, что он задает бесконечные вопросы, а также часто неправильно понимает различные понятия.
3. Речь и моторика позволяют ребенку распространить воображение на большое число ролей. Он открывает для себя внешний мир. Он готов видеть себя таким же большим, как и взрослые. Он начинает делать сравнения по поводу размеров и других свойств окружающих людей, проявляет большую любознательность. Он представляет себе возможные будущие роли.
Повзрослевший ребенок выглядит более спокойным, более деятельным, инициативным. Инициативность добавляется к автономности и у ребенка появляется способность «атаковать» задачу только ради переживания чувства собственной активности и «двигательной радости», а не так, как раньше, чтобы подчеркнуть свою независимость.
На этой стадии доминирует модус вторжения, который определяет многообразие видов активности и фантазий. Ребенок вторгается или, как пишет Э.Эриксон, влезает в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, перемещений в пространстве, др.
В этом возрасте у детей сильное стремление к обучению, они жадно познают окружающий мир. В игре усваиваются отношения между людьми. В результате появляется желание включиться в реальную жизнь взрослых, выйти из роли малыша. Но взрослые остаются для детей всемогущими, они могут наказывать, высказывать претензии и пр. От этого у ребенка просыпается чувство вины, оно может развиваться, если цели, которые он ставит, не реализуются и ребенок терпит неудачи.
В ходе развития у ребенка появляется либо инициативность, либо пассивность и чувство вины. В связи с одобрением инициативы развиваются положительные черты – инициативность, самостоятельность, активность. А в связи с неодобрением активности, развиваются отрицательные черты, как страх перед наказанием, пассивность, мстительность и пр.
Результат прогрессивного развития – целеустремленность.
Последние
текстовые публикации
© Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности