KERUS.RU | СМИ | 18+

Стадии интеллектуального развития. 1 период – сенсомоторного интеллекта

psychology

Line-0

На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление к равновесию с реальностью, Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития.

Ж. Пиаже считал, что процесс развития интеллекта представляет смену трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта).

1 период – сенсомоторного интеллекта, охватывает первые 2 года жизни ребенка.

В это время новорожденный, воспринимая мир, еще не осознает себя как субъекта, не понимает своих собственных действий. Связь с миром осуществляется через ощущения, ребенок смотрит, слушает, трогает, бросает и т.п. Он совершает различные сенсорные и моторные действия. Ощущениям и восприятию принадлежит ведущая роль, знание об окружающем мире складывается на их основе. В связи с этим в период сенсомоторного интеллекта происходит развитие чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей.

Первичными схемами действий, которые позволяют новорожденному устанавливать равновесие в первые дни жизни, являются рефлексы, с ними он появляется на свет. Рефлексов мало, на основе имеющихся происходит формирование новых рефлексов, которые уже сложнее, т.е. появляются более сложные схемы. Интеллектуальное развитие в этот период идет от безусловных рефлексов к условным рефлексам, а затем в процессе тренировки условных рефлексов происходит выработка навыков. Одними из первых навыков являются поворот головы в сторону шума, прослеживание взглядом движения предмета, схватывание игрушки. В основе навыка лежат повторяющиеся действия.

После 8 месяцев, ребенок начинает замечать, что случайное изменение действия дает неожиданный эффект, это производит на ребенка впечатление. Он еще раз повторяет действие и тем самым происходит закрепление новой схемы действия.

После 11-12 месяцев ребенок начинает специально изменять действие, чтобы посмотреть, к каким результатам оно приведет. Как отмечал Ж. Пиаже, ребенок начинает экспериментировать, т.е. совершать действия по типу проб и ошибок.

К концу 2 года жизни ребенок начинает комбинировать схемы действий в уме, а не только производить внешние практические действия. В этом случае происходит интериоризация схем действия. У ребенка формируется внутренний план действий. К концу первой стадии развивается символический или допонятийный интеллект. Сущность этого интеллекта заключается в том, что предмет предстает для ребенка в виде символа, он употребляет его в качестве заместителя объекта.

Публикации Последние
текстовые публикации


Line © Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности