Возрастная психология. Особенности зрелой личности
psychology
Формирование личности в период зрелости определяется рядом условий: во-первых, социальными условиями (экономическими, политическими, правовыми); во-вторых, условиями образования и воспитания; в-третьих, активностью самой личности на протяжении всей жизни.
Б.Г.Ананьев отмечал, что основой образа жизни личности является ее статус, т.е. определенное положение в обществе. Рассматривая генезис статуса человека, он писал, что в детстве личность формируется в зависимости от статуса родителей. А с началом самостоятельной жизни у человека появляется собственный статус, безусловно, на его становление оказывает статус той семьи, в которой он воспитывался, новый статус может и отдаляться от старого статуса, преодолевать его. Причинами такого изменения являются система общественных отношений и активность самой личности, например, человек стремится укрепить свой статус и для этого предпринимает усилия или, напротив, относится к своему статусу пассивно, приспосабливаясь к тому положению, которого достиг. Развитие личности зависит от статуса, в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека.
У взрослого человека самосознание развивается за счет расширения сферы осознания самого себя. Он понимает, что собственная личность не менее значима и достойна изучения, чем окружающий мир. Поэтому взрослый человек начинает обращаться в первую очередь к себе в поиске возможностей разрешения собственных проблем. Может показаться, что активное освоение внутреннего мира, накопление духовности должно привести человека к притязанию на признание собственной уникальности. Однако этого не происходит. Для большинства людей основным становится признание на социальный успех. В разное время понятие социального успеха разное.
Важным для взрослого человека является притязание на самопризнание. Под этим понимаются положительная оценка своих способностей, энергии, возможностей контролировать свою жизнь, вера в свои силы. При снижении самоуважения из-за определенных обстоятельств люди начинают использовать различные защитные механизмы.
Е.Т.Соколова выделяет следующие механизмы защиты.
1. Самоукрашивание «Я-исключительный». Человек начинает приписывать себе привлекательные качества, а имеющиеся недостатки переводить в добродетели. Появляются «слепые» пятна восприятия, когда человек какую-то часть реальности не видит.
2. Привлечение рациональных аргументов в свою пользу. Это проявляется в чрезмерном философствовании, сверх детализированной навязчивой пунктуальности.
3. Использование другого человека в качестве эмоционального донора, приписывание ему ответственности за благополучие, счастье.
Последние
текстовые публикации
© Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности