KERUS.RU | СМИ | 18+

Стадии интеллектуального развития. 2 период – конкретных операций

psychology

Line-0

2 период – конкретных операций – это возраст от 2 лет до 11–12 лет.

В предыдущем периоде основными свойствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, а в этом периоде – операции. Что способствует их появлению? Интериоризация схем действий постепенно приводит к превращению их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, классифицировать, анализировать и т.п. Появление операций – это предпосылка становления логического мышления человека.

На стадии конкретных операций мышление представляет систему операций, выполняемых в уме, но обязательно с опорой на внешние наглядные данные.

Внутри этого довольно большого по времени периода Ж. Пиаже выделил 2 стадии: дооперациональную стадию (от 2 до 6–7 лет) и стадию конкретных операций (от 6–7 до 11–12 лет).

Для умственной деятельности в дооперациональной стадии характерен эгоцентризм. Ребенок не чувствует внутренние связи, он видит предметы такими, какими их дает ему его непосредственное восприятие. Рассматривает мир со своей точки зрения, считает свою точку зрения абсолютной, он – центр Вселенной, все вращается вокруг него. Ребенок не понимает, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, которые могут отличаться от его представления. Он не понимает, что могут существовать разные точки зрения на один предмет, поэтому он не может взглянуть на объект с позиции другого человека. Эгоцентризм заставляет ребенка фокусировать внимание только на одной какой-то стороне предмета и таким образом выступает тормозом на пути установления логических связей (пример – феномены).

Опыты Ж. Пиаже продемонстрировали неумение ребенка сосредоточиться на изменениях объекта.

Стадия конкретных операций возникает тогда, когда ребенок способен понять, что два признака объекта, например, форма и количество вещества в нем не зависят друг от друга, например, форма стакана не влияет на количество воды.

Центральной характеристикой познавательного развития детей является появление у них представления о сохранении. Представление о сохранении выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Представление о сохранении развивается при условии ослабления эгоцентризма, что позволяет ребенку открыть точки зрения других людей. Теперь те представления, которые были для детей абсолютными, становятся относительными. Например, если раньше они считали, что все большие вещи тяжелые, а маленькие – легкие, то теперь понимают, что камешек – легкий для ребенка, но тяжелый для воды. Появление сохранения способствует обратимости мышления. Обратимость мышления – это способность ребенка к теоретическому рассуждению, поиску причинно-следственных связей, формулировке умозаключений.

К 11 годам подготавливается почва для формирования научных понятий.

Публикации Последние
текстовые публикации


Line © Электронное периодическое издание «Психологический сайт WWW.KERUS.RU»
Учредитель и главный редактор: Керус Сергей Михайлович
Адрес электронной почты и номер телефона редакции: pismo@sergeykerus.ru | +79103203399
18+ | СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32164 от 05.06.2008 г.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности